Восточно-Сибирское речное пароходство 135 лет – курс на успех
Невозможно представить себе Иркутск без пристани «Ракета», ледокола «Ангара», загадочно виднеющегося Затона и манящего байкальскими путешествиями «Баргузина». Это часть нашего любимого города, и всё это – Восточно-Сибирское речное пароходство, отмечающее в этом году свой юбилей — 135 лет.
По волнам истории
История пароходства началась почти полтора века назад 17 августа 1885 года с утверждения «Положения Кабинета Министров об организации буксирного пароходства на Ангаре». Человеком, получившим привилегию от Императора Александра III, стал купец А.М. Сибиряков, вкладывавший средства в изучение порожистой части Ангары и прокладку по её дну цепи для туерных судов. Позднее в 1886 году было организовано «Товарищество Сибирского пароходства», а с 1895 года пароходство стало крупнейшим предприятием на Байкале.
Огромным испытанием стали Гражданская война и национализация флота, затормозившие развитие судоходства на несколько лет, но уже к 30-м годам ХХ века удалось восстановить утраченное. В предвоенные годы возобновилась работа иркутских и усольских судоремонтных мастерских и судоверфей в Листвянке, Жигалове и Качуге, были построены новые пристани в Иркутской области, Якутии и Бурятии, была проведена модернизация флота. И снова испытание — Великая Отечественная война. Тысячи речников ушли на фронт. Но пароходство выстояло.
С 1950 по 1970-е годы — эра модернизации и развития грузового судоходства на Байкале. Строительство БАМа спровоцировало спуск на воду судов типа «Байкальский» и десятков барж и буксирных судов, а строительство гидроэлектростанций на Ангаре позволило создать глубоководные пути на Иркутском, Братском и Илимском водохранилищах, появилась возможность использования крупнотоннажных судов.
Серьёзной проверкой на прочность стали 80-е и 90-е годы. В памяти многих иркутян они до сих пор остаются эпохой теплоходов «Баргузин», «Метеор», «Восход» и «Комета». Именно в это время предприятие столкнулось с финансовым кризисом, но все же сумело обновить пассажирский флот, а иркутяне получили возможность путешествовать на комфортабельных, красивых судах по Байкалу и Ангаре.
Новый старт с нулевых
В 2001 году Восточно-Сибирское речное пароходства вошло в состав Группы компаний «Истлэнд» и вступило в современный этап своего развития. Сегодня основными направлениями работы пароходства являются реализация социально значимых проектов, таких как обслуживание паромных переправ, грузовых и пассажирских судов, доставка грузов, строительство новых теплоходов и причальных сооружений и, конечно, развитие туризма на Байкале.
На сегодняшний день ВСРП обслуживает 7 пассажирских маршрутов, 2 из которых: «Иркутск – Большие Коты» и «Балаганск – Братск» являются жизненно-важными, поскольку связывают отдаленные уголки с центральными районами, остальные 5 направлений — экскурсионные. Благодаря пароходству любой горожанин или турист может отправиться на водную экскурсию вдоль КБЖД, посетить уникальный природный памятник — Бухту Песчаную, увидеть с воды музей «Тальцы» и, конечно, совершить речную прогулку по Ангаре на речном трамвайчике или посетить волшебный остров Бабр. Все экскурсионные маршруты рассчитаны на один день, но каждый раз — это невероятное путешествие, которое можно совершить только по воде, и благодаря ВСРП это настоящий круиз на прекрасном современном теплоходе, оснащенным всем необходимым для комфортного отдыха.
В ведении Восточно-Сибирского речного пароходства находятся четыре паромных переправы: «МРС – о. Ольхон», «Порт Байкал – Причал Рогатка», «Свирск – Каменка» и «Балаганск – Игжей». В начале 2000-х годов встала острая проблема с доставкой людей с острова Ольхон в поселок и обратно, было принято решение построить новые паромы. Благодаря поддержке Правительства Иркутской области и ответственному подходу к своей работе сотрудников ВСРП уже в 2008 году заработал второй паром, а с 2016 года остров с берегом связывают уже 3 парома, построенных силами специалистов ВСРП — «Дорожник», «Ольхонские ворота» и «Семен Батагаев».
С 2003 года пароходство занимается развитием круизного и пассажирского флота на Байкале и Ангаре. Величайшим проектом не только для пароходства, но и для всего региона стал спуск на воду теплохода «Баргузин - 3» в 2011 году. Проект имеет огромное значение для Иркутской области, позволяя путешествовать по Байкалу с большим комфортом.
Круизный флот на Байкале представлен современными судами ВСРП – двухпалубным теплоходом «Александр Великий», «Империей», «Бабушкиным» и лучшим круизным лайнером Сибири - «Николаем Ерощенко». Все теплоходы - плавучие гостиницы, с уютными номерами разных классов, ресторанами и удобными палубами.
Но не только транспортировка грузов и пассажирские перевозки являются ведущими направлениями работы пароходства, ведь необходимо обслуживание судов и сохранение экосистемы озера Байкал. Для этого 17 июня 2019 года ВСРП спустило на воду уникальный танкер-бункеровщик «Георгий Москалев». Его работа – утилизация мусора и переработка нефтесодержащих и сточных вод и очищение воды, а также возможность заправлять суда топливом и маслом без утечки ГСМ.
Еще одно направление работы - строительство причальных сооружений на Байкале. 19 ноября 2014 года был торжественно открыт причал в Байкальске. На его строительство ВСРП потратило 16 месяцев: были проведены работы по углублению дна до 2,67 м, на строительство ушло около 3 тысяч тонн бетонных конструкций. В этом же году началась реконструкция причальных сооружений паромной переправы «п. Сахюрта – о. Ольхон». И это только начало.
К современным достижениям Восточно-Сибирское речное пароходство шло долгие годы, совершенствуясь и преодолевая кризисы. Уверенный курс на успех, желание быть полезным людям и области позволили пароходству развиваться и стать одним из важнейших предприятий в Восточной Сибири.
Что дальше? А дальше, уверенные 150 и 200 лет ВСРП, и другие невероятные юбилеи, поскольку какие бы испытания не выпадали на долю Восточно-Сибирского речного пароходства, оно продолжает уверенно двигаться вперед. Во многом это зависит от людей, связавших свою жизнь с сибирским флотом. Целых восемь династий - Бутухановы, Метляевы, Лапоха, Тирских, Джураевы, Аверьяновы, Трегубовы и Палевич, - продолжают трудиться в пароходстве по сей день. Люди вкладывают душу и свой профессионализм в каждое судно или сооружение, в каждый маршрут и рейс, верят в будущее пароходства и связывают с ним свою судьбу. На будущее у ВСРП грандиозные и выполнимые планы: развитие туризма, модернизация уже построенных судов и, конечно, строительство новых. И глядя на почти полуторавековую историю пароходства, верится, что все эти планы сбудутся.